Логотип

МАТЬ ШЕСТЕРЫХ ДЕТЕЙ ПРОСИТ О ПОМОЩИ

Война, потеря родной земли, вынужденные скитания с маленькими детьми – не каждый справится с такими испытаниями, сохраняя сдержанность и присутствие духа. Героиня нашего рассказа — насильственно перемещенная из небольшого села Кашатахского района в Армению, неоднократно искала защиты от семейного насилия у госструктур и правозащитников. Но, как она заверяет, натыкалась на непробиваемую стену. И самое обидное и абсурдное, что все, к кому она обращалась за помощью, свой отказ обосновывали тем, что у нее «слишком много детей». При том, что в приоритетах правительства – повышение демографии в стране.

С Л.Б. МЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ, И ВСЯКИЙ РАЗ НАША БЕСЕДА ПРЕРЫВАЛАСЬ, когда женщина слышала шаги мужа, вернувшегося с работы домой. Собеседница опасается его неконтролируемого гнева, впервые проявившегося после 44-дневной войны — после потери Кашатаха, когда вынужденно оставили родное село и дом со всем нажитым добром.

По ее словам, все чаще без видимой причины муж стал раздражаться, выплескивая на нее свои эмоции. Л.Б. призналась, что в 2021 году она со своими 5 детьми целый месяц провели в убежище, куда ее направили из «Центра поддержки женщин». Муж тогда выяснил местонахождение жены с детьми и досаждал правозащитникам. В этот период у женщины скончался отец. Прятаться она больше не могла, тем более что приехавший на похороны тестя супруг стал уговаривать жену, клялся, что никогда больше ее пальцем не тронет, голоса на нее не повысит…

— После рождения 6-го ребенка избиения и скандалы возобновились. Теперь достается и сыну — 9-класснику, который пытается заступиться за меня. Девочки также в постоянном страхе, — делится сокровенным многодетная мать. – О наших проблемах знает вся округа. В территориальном отделении полиции Масиса некуда девать пухлые тома по делу о рукоприкладстве моего мужа в отношении меня. Но все без толку — пару суток продержат, проведут с ним «разъяснительную работу» и отпустят. А он напивается, и все повторяется. Развода мне не дает. А нанять адвоката у меня нет средств. И нет возможности съехать от него, снять жилье. В семье 4 детей школьного возраста – с 3 по 10 класс. У меня даже нет денег купить им школьные принадлежности, даже не в чем будет пойти детям на занятия.  Из-за того, что дети принимают мою сторону, муж перестал давать деньги на нужды семьи. А приобретенное по жилищному сертификату жилье он превратил в мастерскую, мы по-прежнему живем в доме его родни. И оставаться с ним опасно — если не убьет, то покалечит. Кто тогда позаботится о моих детях, двое из которых дошкольники? — опасается многодетная мать.

Ее вопросы мы переадресовали в Министерство труда и социальных вопросов РА на «горячую линию». Дежурный оператор Кристина посоветовала написать заявление в территориальный отдел МТСВ РА и изложить проблему, перечислив, в чем конкретно нуждается бенефициар. После рассмотрения заявления комиссия решит, чем помочь, а в чем отказать. А решать будут совместно с общественной организацией, занимающейся защитой прав женщин. При этом представительница министерства предупредила, что для размещения в социальном жилье надо будет встать в очередь. И неизвестно, когда освободится помещение. «А если к тому времени случится трагедия?»- отвечая на этот вопрос, Кристина слегка замешкалась и предложила в случае угрозы для жизни обратиться в правоохранительные органы.

В другой инстанции – в «Центре поддержки женщин» (контактный номер для каждого региона можно получить по номеру «горячей линии» 114, а номер: 099-88-78-08 обслуживает Ереван и близлежащие общины), услышав полное имя женщины, которая ищет убежище, сказали, что она к ним уже обращалась, почему-то решив, что этой женщине есть куда идти, потом предложили, чтобы она к ним обратилась без посредников.

Судя по реакции, вывод очевиден: несмотря на разрекламированные программы, ни государство, ни общественная организация не спешат на помощь страждущим. Если у больного человека обманом отобрали жилье, и он оказался на улице в мороз, то никто не спешит забирать его в больницу, ссылаясь на то, что в бюджете не предусмотрено средств для подобных случаев. Если стихийное бедствие лишило людей дома, и они скитаются, ночуют на улице, никто не подойдет к ним и не подскажет, в какую инстанцию им следует обращаться. Когда многодетная мать подвергается семейному насилию, от нее шарахаются, попрекая, что у нее много детей и проблемный муж, с которым советуют развестись, но не оказывают бесплатную юридическую помощь. Чиновники и «правозащитники» способны только делать поспешные выводы и отказывать в реальной помощи. Вся система построена на том, что спасение пострадавшего — сугубо его, пострадавшего, проблема. Государство активно интересуется только  карманами граждан, требуя прозрачности доходов от каждого, все больше и больше облагая нас различными налогами. А когда человек конкретно нуждается в помощи, то тут же находят массу отговорок, чтобы отказать.

Так что, уважаемые читатели, давайте совместными усилиями поможем нашей героине встать на ноги и жить достойно со своими детьми, не опасаясь за свою жизнь. Координаты Л.Б. находятся в редакции.