Логотип

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В ПОТЕМКАХ

Импорт положил экспорт на обе лопатки

Armstat 25 августа опубликовал основные макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое положение Армении в январе-июле 2025 года относительно того же периода прошлого года. Свежие данные свидетельствуют о том, что проявившиеся с самого начала этого года тревожные признаки в промышленной отрасли и во внешнеэкономической деятельности никуда не делись, по-прежнему красным светом сигнализируя о неблагополучной ситуации в экономике Армении…

 ТЕМПЫ ПРИРОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЗА 7 МЕСЯЦЕВ СОСТАВИЛИ 7%. При этом двузначный прирост промышленности в прошлом году за счет манипуляций с российским золотом сменился почти двузначным спадом на 9,8%. Причем, объемы производства резко сократились в обрабатывающем секторе.

 Столь заметное падение в промышленном секторе армянской экономики не могло не сказаться на общей экономике, хотя сохраняющийся рост экономической активности, как и в прошлом году, все еще продолжают поддерживать не ориентированные на экспорт две сферы: строительство – 120,2% и услуги – 110,6%.

 Однако, как не трудно догадаться, вместе с постепенным завершением льготных госпрограмм в сфере ипотечного строительства армянская стройиндустрия окажется в фазе затухания. Что же касается сектора услуг, то здесь наибольший рост, причем с большим отрывом, приходится на финансовые услуги. Происходящее свидетельствует о крайне нездоровой структуре армянской экономики, которую некомпетентное правительство Пашиняна буквально довело до ручки.

 Производство электроэнергии за 7 месяцев продемонстрировало небольшой прирост на уровне 2,1%. Рост внутреннего торгового оборота, который долгое время, наряду со строительством и услугами, был в составе «троицы», поддерживавшей экономический рост в стране, постепенно замедляется и утрачивает свою силу. Если за 4 месяца прирост в этой сфере составлял 5,2%, за 5 месяцев – 4,2%, то за полугодие и за 7 месяцев – по 3,9%.

 Армянская экономика все еще растет за счет сфер, не ориентированных на экспорт, поэтому неудивительно, что вместе с обрушением промышленной индустрии стремительно покатились вниз и все внешнеэкономические показатели. Без так называемой «транзитной индустрии» внешнеэкономическая деятельность составила всего 58,6% от прошлогодних объемов (тот же период), причем импорт сократился до 64,2% (в денежном выражении — $6 млрд 992,3 млн), а экспорт и вовсе рухнул до 51,7%, в денежном выражении составив $4 млрд 545,7 млн. Таким образом, если за 1-е полугодие внешнеторговый баланс был сведен с дефицитом (превышение импорта над экспортом) в $2 млрд 157,4 млн, то по итогам 7-ти месяцев он достиг $2 млрд 446,6 млн.

 АНАЛИТИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЙТИНГОВОГО АГЕНТСТВА FITCH RATINGS ОТМЕЧАЮТ, что реальный рост ВВП в Армении поддерживается за счет высоких показателей в сфере финансовых услуг и строительстве, чему, в свою очередь, способствуют государственные капитальные вложения. «Однако с начала года наблюдается сокращение объемов производства в обрабатывающей и горнодобывающей промышленности. По мере смягчения разовых эффектов, связанных с крупным транзитным товарооборотом с Россией и притоком беженцев из Нагорного Карабаха и других мигрантов, мы ожидаем снижения темпов роста ВВП», — отмечают в агентстве.

 Однако и с государственными капитальными вложениями, как говорится, не все слава богу. Исполнение госбюджета существенно отклонилось от плана. Как и следовало ожидать, значительная часть недовыполнения (около 101,7 млрд драмов) приходится именно на капитальные расходы. «Правительство отклоняется от ранее намеченной политики, что, естественно, может иметь существенные негативные экономические последствия. Недоисполнение капитальных расходов (около 25,6%) может оказать существенное негативное влияние на модернизацию критической инфраструктуры экономики, замедляя экономическое развитие и потенциал долгосрочного роста. Известно, что проблема недоисполнения капитальных расходов носит хронический характер, однако видимых шагов для ее решения не предпринимается», — недавно резюмировали эксперты фонда «Луйс».

 «Из года в год мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: лишь 20-30% расходов выполняются до 4-го квартала. И уже в конце года начинают в спешке тратить средства, чтобы обеспечить показатели исполнения и получить аналогичные суммы на следующий год», — отмечает экономист Агаси Тавадян. Ему вторит и бывший 1-й замминистра финансов Армении Павел Сафарян: «Если расходы были запланированы и не были выполнены, то это негативное явление, и если за счет этого дефицит уменьшился, то, тем более, это следует считать не положительным фактором, а серьезным поводом для обсуждения. Можно вообще ничего не тратить и говорить, что у нас нет дефицита, но это ненормально. Если расходы запланированы и не исполнены, на то должны быть очень основательные причины. А если таких оснований нет, то недоисполнение говорит о недостатках в управлении, а также о слабостях в системе госзакупок», — отмечает он.

Таким образом, возникает закономерный вопрос, а на что может надеяться армянская экономика после неизбежного затухания строительного сектора. На банки и компрадорскую (торговую) буржуазию? Это, скорее всего, и станет окончательным и печальным итогом деятельности «народного» правительства Пашиняна.