Логотип

УРОКИ ЛЕВОНА АЛАВЕРДЯНА

После развала СССР многие принялись поливать грязью советский период и тех, кто 70 лет правил страной и определял правила жизни под лозунгом: «От каждого по способностям — каждому по труду». Больше всех клеймили самых главных в союзном и республиканском масштабах, часто преувеличивая негатив и умалчивая о преимуществах системы, которую впервые в истории приходилось строить с нуля. Задача была крайне сложной, и кроме ответственности первых лиц страны, большая тяжесть легла на среднее звено партийных и хозяйственных руководителей. Вот и старались они каждый в меру своих способностей. К тем, у кого это получилось, относится первый секретарь Туманянского райкома КП Армении Левон Симонович Алавердян (1929-1981). Со страницами биографии Алавердяна можно ознакомиться из его книги «Уроки жизни», вышедшей 40 лет назад, уже после смерти автора. Предисловие написал Серо Ханзадян.

Детство и юность

Левон родился в Одзуне, самом большом селе Лори, в семье каменщика. Симон с братом Гегамом построили много домов в Одзуне, участвовали в восстановлении исторических памятников, работали в Гарни — Гегарде. Но пришла война, и мужчины ушли на фронт. В феврале 1942-го проводили и отца Левона. В машине до Алаверди он давал последние советы мальчику. Главный из них — быть честным. Хорошо учиться, с душой работать и высоко держать доброе имя семьи. Поезд увез отца. Умолкли музыка и женский плач, началась совсем другая жизнь.

Отец не вернулся. Окончив школу, Левон хотел учиться дальше, но тогда в ереванских вузах практически не было общежитий, а горно-металлургический техникум предоставлял. Юноша поступил, и это определило всю его дальнейшую судьбу. Три года пролетели стремительно, а в летние месяцы, кроме практики, Левон работал в селе, позже в Капане, Шамлуге — надо было помогать семье. Был в числе лучших студентов. Поэтому после техникума решил продолжить учебу на горном факультете ЕрПИ.

Алавердян описывает студенческие годы — лучшие в человеческой жизни. Кстати, отличник встретил в это же время свою будущую спутницу жизни — студентку пединститута Лену. Она тоже родом из Одзуна, и семья у молодых получилась дружная, на всю жизнь, с тремя детьми: два сына и дочка.

Работа, карьера, признание

Опыт в горном деле крайне важен. А Левон накопил его и в студенчестве, работал проходчиком, учился у старших. В книге подробно описываются нюансы работы под землей, когда молодому инженеру приходилось порой искать выход в сложных ситуациях. Был один серьезный завал (обрушение породы), когда Алавердян, правильно сориентировавшись, через 3 дня вывел, спас людей.

В Шамлуге он работал начальником участка, потом главным инженером медного месторождения, директором. Руководство оценило его качества лидера: четко разъяснить задачу и проследить за выполнением. Росли показатели, повышалась культура производства, улучшилось материальное положение горняков. Постепенно  складывалось впечатление, что Алавердян способен на большее и поэтому может принести пользу в партийной системе.

С производства — в секретари

Еще в студенческие годы у Алавердяна имелся опыт комсомольской работы — являлся членом комитета курса. Поэтому какие-то навыки с переходом в 1963 году на партийную работу у него были. Алавердян курировал промышленные предприятия Туманянского района. Многих хорошо знал. Главным, конечно, был Алавердский горно-металлургический комбинат — градообразующее предприятие на протяжении веков. Увеличивались мощности комбината — рос город. Строительство жилья выходило на первый план. В 1965 году сдали первые квартиры в новом квартале Сараарт. Дороги, вода, электричество, транспорт, в том числе, канатка. Всю инфраструктуру надо было возводить, и Алавердян многое сделал в этом направлении.

Видимо, производственная закалка и ощущение того, что ты являешься частью общего дела, так и остались в секретаре райкома. Он решал и первым брался выполнять принятые решения. В его поколении партийных руководителей было еще много таких, которые  понимали, что власть это не только право, но и прежде всего обязанность. Потом постепенно стало повсюду расти число кабинетных функционеров, которые в итоги и привели всю страну к 1991 году. Но этого Алавердян не увидел.

В 1967-1969 гг. он окончил ВПШ в Москве, вернувшись, продолжал работать вторым секретарем, а в марте 1975 года был избран первым секретарем Туманянского райкома партии. Глава района внес большой вклад в процесс реконструкции Алавердского комбината, решение вопросов экологии, правда, не до конца. В Алавердяне счастливо сочетались качества администратора, менеджера и кадровика, умеющего оценивать и выдвигать достойных руководителей. Он живо реагировал на возникающие проблемы и стремился решить их.

Вот, скажем, отсутствие рабочих мест для женщин в Алаверди. Секретарь поставил вопрос и добился решения о строительстве в городе швейной фабрики. В Ахтале открыли консервный завод, в Одзуне заложили аэродром, решались вопросы орошения садов, выделения сельчанам участков земли в ущелье.

Параллельно член ЦК КПА, депутат ВС Армении Л. Алавердян уделял большое внимание вопросам образования, культуры, сохранения древних памятников. В 1969 году с большим  размахом отмечалось 100-летие со дня рождения Ованеса Туманяна. 9 мая 1973 года в Одзуне открыли монумент, посвященный 460 жителям села, погибшим в годы Великой Отечественной. Их имена увековечены на памятнике, ставшем общей могилой для тех, кто остался в чужой земле.

Общительный, хлебосольный, человек слова, Левон Алавердян встречался с разными людьми, начиная с маршалов Баграмяна, Бабаджянана, предсовмина Армении Фадея Саркисяна, академика, историка Грачика Симоняна. Его гостем был известный литовский поэт Эдуардас Межелайтис, который полюбил Армению, писал о ней. А ведь любовь складывается из отношений с людьми, которых ты встретил и которым сумел объяснить, за что нужно любить эту страну. В данном плане Алавердян был близок с некоторыми партийными деятелями союзных республик, иногда встречались в Москве, переписывались.

После переезда в Армению к Алавердяну захаживал публицист Зорий Балаян, секретарь райкома помог в свое время уладить проблемы Феликса Бахчиняна, будущего основателя Фонда «Фритьоф Нансен», на которого наезжали из-за «вольнодумства» компетентные органы. Всякое в жизни бывало. Напомню лишь одну внештатную ситуацию.

В 1976 году азербайджанцы села Айрум вдруг взбунтовались, решили выйти из состава совхоза и вообще создать отдельную административную единицу с особыми правами. Алавердян с водителем и младшим сыном, 15-летним Симоном, без охраны, милиции, приехал в село, вышел к бунтовщикам и предложил им не мутить воду, иначе все это окончится вовсе не так, как обещают им провокаторы. Частично вооруженная публика удивилась, увидев безоружного, с младшим сыном лидера, поставившего жесткий ультиматум. Приведенная в чувство толпа разошлась.

В книге Л. Алавердяна об этом эпизоде информации нет. В 1985 году упоминать не стали. Впрочем, вероятно, и сам Левон Симонович не включил. Он не любил подчеркивать, упоминать, выпячивать сделанное, считал, что люди и так запомнят и оценят, Блажен кто верует…

…В эпилоге «Уроков жизни» Л. Алавердян коротко пишет о своей последней должности — начальник «Госгортехнадзора» республики. В апреле 1980-го он возглавил комитет, был еще раз избран депутатом Верховного Совета Арм. ССР. На новом месте Алавердян собирался уделить особе внимание вопросам техники безопасности, экологии, повышения эффективности разработки месторождений, реконструкции «Наирита». Кое-что успел. Но в 50 с небольшим лет подкралась болезнь.

Лечили в Ереване, в Москве, в Кремлевской больнице. Операцию сделал Чазов. Не спасли. Вдова Лена Барсегян поседела в Москве за один день. Похоронили в Одзуне.

В последнем абзаце книги Левон Алавердян пишет: «Да, человеческая зима, как и в природе, подводит итоги сделанного и несделанного, передает лучшее следующему поколению, завершает дело и отправляется в дорогу. Но куда?..»

Это каждому из нас предстоит узнать в свое время. А об ушедших всегда судили и будут судить по их делам. Левон Симонович многое оставил людям, его уроки  жизни стали уроками для других. Главный урок — раз уж родился человеком, так оставайся им в любой ситуации.