Многие мировые серии в автоспорте могут похвастаться ярким соперничество звезд. Однако самые острые противостояния сильнейших случаются, конечно, в «Формуле-1». Джеймс Хант и Ники Лауда, Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен – каждый из них стал великим во многом благодаря соперничеству друг с другом. Но самой принципиальной в истории автоспорта была дуэль француза Алена Проста (напомним, что маму знаменитого автогонщика звали Мария-Роза Каратчян) и бразильца Айртона Сенны.
ПЕРВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ ГОНКА С УЧАСТИЕМ ОБОИХ ПИЛОТОВ состоялась в 1984 году. Она ознаменовалась скандалом, и Сенна до самой смерти считал, что в тот день у него украли победу. В день гонки на этапе в Монако непрерывно шел ливень. Прост лидировал на «Макларене», а Сенна на скромном «Toleman»-е (болид британской команды-конструктора «Формулы-1», участвовавшей в чемпионатах мира с 1981 по 1985 годы) прорвался сквозь пелотон и смог даже выйти на второе место.
Вскоре Прост из-за погодных условий призвал остановить гонку, хотя между ним и идущим следом бразильцем было всего 15 секунд. Организаторы последовали совету Алена. В итоге француз остался первым, а расстроенный Сенна, который был уверен, что через несколько кругов обгонит опытного оппонента, завершил гонку вторым.
В 1988 году бразилец стал напарником Проста по «Макларену», и между ними разгорелась настоящая битва. В то время гонщики настолько превосходили всех остальных соперников, что выиграли на двоих 15 гонок из 16. Чемпионом тогда стал бразилец, но Прост, естественно, не мог смириться с поражением и жаждал реванша.
Кульминацией противостояния двух великих спортсменов стал 1989 год. Все началось с «Гран-при Сан-Марино», где гонщики договорились между собой, что пилот, проигравший старт, не будет атаковать напарника по команде до самого финиша. И если первый старт гонки выиграл Сенна, то повторный, после аварии одного из участников, остался за Простом.
Бразилец с этой несправедливостью мириться явно не собирался, контратаковал на том же круге, обошел партнера и в итоге выиграл гонку. Если прежде и был хоть какой-то шанс на взаимопонимание между гонщиками «Макларена», то после того случая противостояние на трассе превратилось в откровенную войну и за ее пределами.
Определяющей стала гонка в Японии в октябре 1989-го. Француз был в шаге от титула и уже готовился взять реванш за прошлый год. Его сопернику надо было победить в двух оставшихся гонках, чтобы не допустить этого. Любые другие расклады лишали бразильца шансов на титул. Прост вновь оказался в роли лидера, а Сенна в свойственной ему манере попытался атаковать. В итоге произошло столкновение между болидами двух гонщиков. Ален сразу сошел с дистанции, а Айртон срезал защитный барьер из покрышек, и не просто вернулся, но и выиграл в такой важной для него гонке.
ОДНАКО РАДОСТЬ БРАЗИЛЬЦА БЫЛА НЕДОЛГОЙ. За инцидент на трассе его дисквалифицировали, и, несмотря на судебные процессы по этому поводу и недовольства многих поклонников «Формулы-1», обладателем титула все-таки стал француз. По окончании сезона победитель покинул команду и в 1990 году перешел в «Феррари», а позже – в «Уильямс»
Многолетняя неприязнь завершилась в 1993 году, когда Прост вместе с «Уильямс» смог в четвертый раз выиграть общий зачет и окончательно покинул «Формулу-1». Тогда произошло невозможное: заклятые враги, которые не здоровались и не называли друг друга по именам, вдруг стали друзьями. Достаточно сказать, что в последней гонке Проста победу одержал бразилец, который настоял, чтобы французский пилот поднялся с ним на верхнюю ступень.
«О нем я не помню никаких плохих моментов, никаких неприятных «сюрпризов», — рассказывал Прост в одном из интервью. – Помню о последних шести месяцах его жизни. В тот период я знал Айртона больше, чем когда-либо. Я понял, что его главной мотивацией было победить меня. И когда в день мой последней гонки мы вместе поднялись на подиум, спустя несколько секунд он стал другим человеком.
Символично, что трагическую гонку в Имоле 1 мая 1994 года для французского телевидения комментировал Ален Прост. В тот день великий гонщик Айртон Сенна, которому в этом году могло исполниться 60 лет, погиб, вылетев с трассы. С ним же в историю ушло и главное противостояние в истории «Формулы-1».