Можно родиться с серебряной ложкой во рту (папа член Политбюро ЦК КПСС), стать выпускником самого престижного вуза страны (МГИМО), свободно говорить на английском (куда уж лучше), сидя за столом с коронованными особами не перекладывать вилку с одной руки на другую, и вместе с тем не суметь скрыть то, кто ты есть на самом деле – неисправимый дикарь из джунглей первородной Африки. Смокинг с бабочкой на шее в данном случае суть дела не меняет.
Вопрос из кроссворда: «Адмирал флота, художник-маринист, щедрый благотворитель, уроженец Феодосии». Ответ: «Ованес Геворкович Айвазян».
Именно под таким именем в церковной книге Божьего храма Святого Саркиса города Феодосии 17 июня 1817 года рукой приходского священника было объявлено о появлении на свет Ованеса Айвазяна.
ПОСКОЛЬКУ АРМЯНЕ ЖИЛИ ПОВСЮДУ, ПОЧЕМУ БЫ НЕ ЖИТЬ ИМ И В ФЕОДОСИИ? И ОНИ ЖИЛИ, составляя большинство граждан этого славного города. Личный вклад Айвазянов старших в демографический пейзаж Феодосии: три сына — Григор, Габриэл и Ованес. Вклад Ованеса в сокровищницу мирового искусства – шесть тысяч картин, в подавляющем большинстве изображающих море и то, что с ним связано.
…Феодосия стоит на берегу Черного моря, и что еще рисовать живущим на его берегах художникам, если не морские пейзажи со всеми причитающимися аксессуарами? Все так. Но старший брат начинавшего рисовальщика, Габриэл, был богословом-мхитаристом на острове Святого Лазаря и оказывал на младшего большое влияние, определившее поворот художника-мариниста к необычной для своего генерального жанра теме.
…Книгу-альбом «Религиозные темы в творчестве Ивана Айвазовского» подарил моим московским внучкам глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископ Езрас Нерсисян. Глава церкви обошел меня потому, что полагал, будто эта сторона творчества великого мариниста мне должна быть хорошо известна, хотя ничего подобного. Могу предположить, что в таком неведении пребываю не я один. Отсюда к делу, которое для Айвазовского закончилось 2 мая 1900 года.
Начинаю с конца, чтобы сообщить, что писали газеты: «В этот день вся Феодосия находилась в трауре, были закрыты школы и магазины – хоронили Ивана Айвазовского. На могильном камне высекли: «Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память».
Помнил его не только простой люд, которому он, сын небедного купца и сам по себе богатый землевладелец, всячески помогал. К слову: каждой невесте из малоимущей семьи давал приданное, переженил и перекрестил почти половину Феодосии.
Но на этом лакомом кусочке крымской земли жили не только бедные. Айвазовский славился отменным гостеприимством. Снова к слову. Приглашаемые на приемы гости знали: количество блюд будет не меньше тридцати. Если собиралась семья, подавали тридцать перемен, если приходили гости – шестьдесят или даже девяносто.
Обсуждая с поваром меню, Айвазовский часто снимал с бутылки этикетку и наклеивал нарисованную им самим. Вина, как правило, переименовывались в названия картин: «Девятый вал», «От штиля к урагану». Оригинально по форме, справедливо по существу. Интересно, что бы мог предложить художник для наших «Карас», «Такар» или «Арени»?
Насчет ураганов. Искусствоведы отмечают: когда рассматриваешь картины Айвазовского, где самые сильные бури, ураганы и кораблекрушения, страха почему-то не испытываешь. Страшно, когда смотришь на картины, посвященные массовым убийствам армян. «Погром армян в Трапезунде», «Армян живыми бросают в море», «Армян погружают на корабли» — эти и другие картины не раз выставлялись в Москве, Одессе, других городах России. Чтоб знали и помнили.
ИНТЕРЕС К РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМЕ ПРОБУДИЛСЯ У АЙВАЗОВСКОГО ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С АРМЯНСКИМИ КАТОЛИКОСАМИ – в золотом фонде музеев мира тридцать восемь полотен, объединенных религиозной тематикой: «Хаос. Сотворение мира», «Хождение по водам» (единственная картина, которую художник подписал по-армянски), «Крещение»…
Как результат тесного общения Айвазовского с армянскими Католикосами. Художник стал преданным сыном Святого Первопрестольного Эчмиадзина и остался верен завету: «Я буду служить моему народу и моей культуре». Строка взята из письма художника Католикосу Нерсесу Аштарекци. 1845 год.
2021 год, тот же Эчмиадзин. Толпа прохиндеев пытается сорвать богослужение и считает, что своя культура Армении не нужна.
Наши дни. Выбранная армянами власть объявляет войну Армянской Апостольской церкви и заталкивает некоторых ее высокопоставленных служителей за решетку.
А было время, когда благочестивые армяне построили в Феодосии двадцать четыре церкви, а Айвазовский написал для них картины, выполняющие роль икон.
Тем же временем наряду с главным делом жизни художника происходят изменения и в его личной. На тридцать первый год жизни он неожиданно (в две недели) женится на англичанке Юлии Грейс. Условие: дети, рожденные в этом браке, должны быть крещены по законам армянской веры.
Прошло двенадцать лет. Айвазовский расстается с Грейс и уже в шестьдесят четыре женится на красавице Анне Бурназян, двадцати шести лет от роду. «Этот брак еще больше сблизил меня с моей нацией», — признавался Айвазовский.
…В Национальной картинной галерее Армении работ, в которых, как говорил великий Мартирос Сарьян, доминирует «не меркнущий ни днем, ни ночью свет», много. Полотна Айвазовского из той же серии.
От автора. Предлагается приходить сюда чаще, смотреть долго, думать глубже. Вот картина с крохотным суденышком, блуждающим во тьме безбрежного моря. Надежд на спасение, кажется, никаких.
Но где-то вдали пробивается луч света, он — как отрицание тьмы, как светоч надежды, как спасительный маяк.
Тем временем Ильхам Гейдарович Алиев, выпускник самого престижного во времена СССР ВУЗ-а, свободно говорящий английском и знающий, в какой руке держать вилку, а в какой нож, дает команду снести с лица Нагорного Карабаха памятник великому художнику Айвазовскому.