ОБРАТНЫЙ ВЫКУП ИЛИ СЕРИЙНОЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВО?

Темная сущность 3-х сделок по «добровольному» дарению правительству Пашиняна доли акций в капитале успешных частных компаний («Вива Армения», «Лидиан Армения», Зангезурский медно-молибденовый комбинат) получила на днях еще одно неожиданное проявление. Правительство спустя всего полтора года после неожиданного «дара» в феврале прошлого года со стороны телекоммуникационного оператора «Вива Армения» (в переводе с латыни «Да здравствует Армения») 20% своей собственности заключило с великодушной компанией опционный договор продажи, по которому получило право в любой момент до 15-го мая 2028 года обратно продать свою долю владельцу компании «Федилко Груп Лимитед», получив за это в течение 90 дней кругленькую сумму в $50 млн. Как бы вы это назвали?..

 ЕСЛИ УБРАТЬ ВСЕ «КУЧЕРЯВЫЕ» МОМЕНТЫ РЕАЛИЗОВАННОЙ СХЕМЫ, ТО В ОСТАТКЕ ОБНАРУЖИТСЯ то, что называется… тривиальной взяткой. А как еще это назвать? Компания безвозмездно подарила правительству пакет своих акций, после чего выразила готовность… забрать его обратно, но уже за $50 млн! Не означает ли это, что компания по скрытым от общественности непрозрачным мотивам просто с какой-то стати выдаст правительству эту сумму? А как еще это называется, если не обычной взяткой – тем более, что предложение выкупить за солидную сумму свой же подарок принадлежит самой компании «Вива Армения»?

 Вообще-то происходящее – это чисто криминальное деяние, в истоках которого впору разбираться соответствующим инстанциям, но власть Пашиняна превратила судебно-правовую систему в нечто противоположное ее сути и назначению, сделав из нее обслугу своих интересов. В результате авантюрное правительство перестало хоть чем-то отличаться от рядовой ОПГ (организованная преступная группа), поскольку среди ее «инструментов» оказались такие понятия, как рэкет, серийное вымогательство, шантаж, рейдерский захват. Последнее относится, в частности, к творимому в настоящее время властями в отношении частной компании «Электрические сети Армении».

 В случае с ЗАО «Вива Армения» мы по сути получили невообразимое понятие «два в одном», то есть практически одновременную реализацию за короткое время двух противоположных по сути процессов — огосударствления и разгосударствления. Пакет акций полтора года назад был вручен для управления аппарату премьера, и он же в лице его руководителя Араика Арутюняна сегодня подготовил принятый правительством проект опциона на продажу указанного пакета. Если все это не скрывает факт получения правительством от успешной частной компании обыкновенной взятки, то вся схема выглядит настоящим абсурдом в духе любимого Пашиняном Франца Кафки.

 Даже в Минфине не поняли, что будет правительством положено в основу своего решения о продаже пакета акций. Кроме того, в ведомстве Ваге Ованнисяна выразили недоумение по поводу того, что сделку возможно будет реализовать именно до 2028 года, а также удивились ее ценой в условиях, когда не было проведено независимой оценки стоимости опциона. Тем более, что, согласно Закону РА «Об управлении государственным имуществом», продажа государственной доли акций должна осуществляться не по заранее определенной, а реальной стоимости на момент реализации сделки.

 Как написано в замечании Минфина, «если при получении правительством этих акций оно не давало согласия продать их по устойчивой цене, то предлагаемые проектом регулирования могут противоречить действующему законодательству». Тем самым финансовое ведомство фактически озвучило наше подозрение относительно того, что правительство и частный хозяйствующий субъект с самого начала договорились о последующем обратном выкупе подаренного пакета акций за еще тогда установленную фиксированную сумму. А это и означает, что вся придуманная схема была призвана запутать и скрыть тривиальный факт взятки правительству. Вот вы что-то кому-то подарили, а спустя какое-то короткое время забрали это нечто, но уже за деньги. Какой в этом смысл, если речь не идет о попытке придать взятке некий легальный вид?

 После этого совершенно избыточными выглядят призывы Минфина Армении привлечь к управлению государственной миноритарной долей акций взамен некомпетентного аппарата премьера институционального профессионального управляющего, выяснить дивидендную политику компании «Вива Армения» (от этого в момент продажи акций будет сильно зависеть цена отчуждения), а также с целью выяснения реальной цены пакета акций на момент продажи обеспечить их первичное публичное размещение (IPO – Initial Public Offering, то есть Ай-Пи-О) на Армянской фондовой бирже.

 К чему Пашиняну такие сложности и нюансы законодательства? Ему надо было получить от компании по более или менее легальной схеме $50 млн – вот и получит, когда, например, государственная казна поползет по швам! Кругом же одни непонятливые дурачки и несмышленыши, которых легко обвести вокруг пальца…