МИРОТВОРЧЕСТВО ПО ТРАМПУ: ПОСТАВЛЕНО НА ПОТОК

Дональд Трамп рвется в лауреаты Нобелевской премии мира. Оказалось, это его голубая мечта: слетать в Осло, нацепить фрак с бабочкой и в торжественной обстановке получить заветную медаль и диплом из рук представителей королевской семьи Норвегии. Трамп и не скрывает от мировой общественности своей заветной мечты, а его администрация и вовсе больше занята продвижением кандидатуры шефа на нобелевский «Олимп», нежели насущными для США делами.

ГОВОРЯТ, РЫЖЕМУ НЕПОСЕДЕ НЕ ДАЕТ ПОКОЯ ПРЕМИЯ, ПРИСУЖДЕННАЯ В 2009-м одному из его злейших врагов — президенту от демократов Бараку Обаме, который, согласно критикам, ее абсолютно не заслужил. Обаму наградили Нобелевской премией мира с размытой формулировкой «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между людьми». Вот Трамп и лез из кожи вон, чтобы понять, за какие такие экстраординарные усилия и, главное, в какой такой конкретной сфере отметился Обама, чтобы сцапать заветную медальку Альфреда Нобеля. Лез, лез, да так и не понял, в чем была фишка Обамы.

Трамп — мужик экстрапрагматичный, наученный полувековым опытом ведения девелоперского бизнеса. А там как: купил пустырь, выстроил на ней нечто стоящее и продал. По Трампу, выданная Обаме награда — то же самое, как если бы девелопер на пустыре ничего бы не выстроил, но втюхал бы покупателю вместо материализованного здания свои вербальные представления о нем и получил оплату за реальный небоскреб. Вот Трамп и считает, что Обама получил «нобелевку» ни за что и не имея никаких заслуг.

Он же, Трамп, «строитель» по натуре — от рыжих волос до кончиков пальцев. Привык получать деньги за нечто стоящее. У него все просто и честно, как ему кажется. Что есть по логике мир? Это обратная сторона войны. Значит, прекращение войны означает мир, который нужно строить на месте прежней войны. А строитель мира должен вознаграждаться. Так что, Нобелевской премии достойны только те, кто конкретно прекращает войну и строит на ее месте мир. Немудреная логика по Трампу. Вот и кинулся он адресно прекращать войны по всему миру и строить мир.

Правда, справедливости ради надо признать, что не все большие войны современности поддались его усилиям. Точнее, ни одна не поддалась. Все вспыхнувшие еще при американских демократах войны, как назло, не хотят прекращаться. Ни та война, что на Украине, ни другая, что в Палестине, ни третья — в Сирии…

Трамп уже было опустил в отчаянии руки, как вдруг ему подфартило: перегрызлись друг с другом Индия и Пакистан, потом Таиланд и Камбоджа. Вот она, удача, потер руки воздыхатель по «нобелевке», и засадил за переговорный стол всех грызущихся, угрожая каждому в отдельности страшными санкциями, из-за которых им не только патроны было бы не на что покупать, но и рис, чтобы кушать.

А ГЛАВНОЕ, ТРАМП ЗНАЛ, ЧТО ЭТИ СТЫЧКИ БЫСТРО ПРЕКРАТЯТСЯ И БЕЗ НЕГО, поскольку за последние десятилетия они рутинно повторялись и заканчивались уже раз десять. Но бизнес-мышление и хватка не подвели президента США: надо быстро «купить» по дешевке, чтобы потом продать как можно дороже. Так он и сделал: ставшие обыденными приграничные столкновения выдал за начало мировой войны, а свое миротворчество преподнес как спасение человечества.

Но не только Пакистаном и Камбоджей ограничилось трампово честолюбие. Чем не угроза глобальному миропорядку кланово-племенные споры на Африканском континенте? Миротворчество Трампа всеядно, ибо для осуществления заветной «нобелевской мечты» сгодится умиротворение любой мало-мальской ссоры.

«Важные новости поступают из Африки, где я также участвую в урегулировании жестоких войн и конфликтов», — как-то с гордостью сказал журналистам президент и тоном утомленного тяжестью неба атланта добавил: «Я не знаю, почему так много этих событий выпало на мою долю и мою администрацию, но это так, и мы проделали беспрецедентную работу, чтобы их урегулировать или поставить в позицию мира».

А однажды, общаясь с прессой на поле для гольфа, он столь же гордо заявил: «… Вообще мы остановили уже около пяти войн. Это намного важнее, чем гольф, как бы сильно я его ни любил» .

Здесь самое важное слово — «около». Миротворческих инициатив от Трампа так много, что бравый американский президент потерял точный счет как еще продолжающимся, так и уже «успешно завершенным». Они, эти инициативы, поставлены у него на поток. Он «прекращает» войны так же быстро, как загоняет мячики для гольфа в лунки. Пусть только успевают считать, а сам он счет потерял. У него только «около», плюс-минус…

Вот и армяно-азербайджанский конфликт попал под трамповскую миротворческую гребенку. Шансов уйти от этого у Еревана и Баку не было никаких. «Даешь еще один мирный договор!», — прикрикнули из Вашингтона на Пашиняна с Алиевым и настоятельно порекомендовали явиться в назначенное время на «миротворческий ковер» Белого дома.

КАКОЙ СУВЕРЕНИТЕТ? КАКИЕ ГРАНИЦЫ? КАКАЯ ПРОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ? Ну-ка, быстренько поставили подписи и скрепили договор братским рукопожатием, да так, чтобы силой вас отцепить не могли. А напоследок — будьте любезны, спешно обратитесь к Нобелевскому комитету с воззванием, что потеряете сон и кушать не сможете, пока великому миротворцу не вручат заветную награду.

Обратились? Ну и ладненько. Теперь по домам — вслед за пакистанцами, камбоджийцами, таиландцами и оравой помирившихся африканских лидеров. Главное, что тут подписались, а потом как знаете… Но только чтобы до момента, когда мистер президент вырвет из рук норвежского короля Харальда свою мечту, вы там у себя ни-ни…

Так и мастерит рыжий непоседа свое миротворчество, похожее на решето, из которого выпадают за ненужностью реальные человеческие судьбы, трагедии, надежды, и, подобно праху, выветривается в небытие история Арцаха, Газы и любой другой несправедливо отобранной у ее хозяев родины. И все ради того, чтобы некто на минуту, на месяц, пусть даже на год потешил свое честолюбие и комплексы… и не отстал ничем от ненавистного ему Обамы.

Аствацатур ТЕР-ТОВМАСЯН