В интервью «ГА» кандидат исторических наук Ваге АВЕТИСЯН рассказывает о тюркских завоеваниях и их последствиях.
— Г-н Аветисян, сегодня, как и столетия назад, Ближний Восток остается ареной борьбы за территории и влияние. В какой период возникло противостояние, свидетелями которого мы являемся?
— Ближний Восток – сложный регион, где всегда сталкивались религиозные, политические, этнические и территориальные интересы. Но я буду говорить о периоде, исследованиями которого занимаюсь. В середине ХI века Ближний Восток был территориально разделен между Византией и Арабским халифатом, что было причиной цивилизационной борьбы между христианством и исламом. Сначала, в VII-IХ веках этот конфликт был менее острым, но потом противостояние усилилось, особенно после появления на Ближнем Востоке и других исповедующих ислам народов, в первую очередь – тюрок, объединившихся под главенством сельджуков. Они завоевывали все новые территории и постепенно приближались к Закавказью, которое тогда в основном входило в состав Византии и Халифата. После того, как Византийский император Василий II Болгаробойца, а потом и Михаил IV Пафлагон ликвидировали армянское королевство Багратидов в 1045 году, большая часть Армении тоже вошла в состав Византии.
— Но ведь среди византийской знати и императоров было много армян, почему Византия действовала против интересов Армении?
— Армянское происхождение действительно имели многие влиятельные люди Византии, в том числе императоры, но тогда определяющую роль играло вероисповедание, а не этнический фактор. Государственной религией Византии было православие, поэтому многие армяне, которые принадлежали к этой христианской конфессии, в том числе императоры, служили Византии и готовы были воевать против Армении. В средние века так было везде.
— А у мусульманских народов был такой же подход?
— В общем-то да. Арабы, курды, а потом и сельджуки считали себя в первую очередь мусульманами, а не отдельными этносами. Этнический фактор стал приобретать значимость значительно позже.
— Но все-таки, по-видимому, и тогда на Ближнем Востоке проживало много разных народов, в том числе христианских?
— Конечно. Это были армяне, марониты — потомки арамейцев, ассирийцы… Но основная борьба развернулась между Византией и Арабским халифатом.
— Куда входила нынешняя территория Израиля?
— Государство Израиль перестало существовать еще в античное время. Потом эта территория входила в состав Римской Империи, позже – Византии, затем была отвоевана Арабским халифатом.
— Как развивались события после того, как сельджуки подошли к Закавказью?
— Началось завоевание Армении, которая тогда была в составе Византии. В 1071 году под Манаскертом состоялась битва, в которой сельджуки победили объединенное византийско-армянское войско. Византийский император Роман IV Диоген был взят в плен и освободить его удалось только за очень большой выкуп. Но пока он добрался до Константинополя там произошел государственный переворот, императором Византии стал Михаил VII Дука. В стране начались междоусобные войны. Воспользовавшись ситуацией, сельджуки продолжили свое продвижение и завоевали значительную часть Малой Азии.
— То есть Византия и Армения воевали вместе?
— Это была византийская армия, в составе которой воевали армянские подразделения.
— Чем объясняются военные успехи сельджуков?
— Продвигаясь от Алтая и Средней Азии – исторической родины тюркских народов, сельджуки действительно одержали много военных побед. По этому поводу есть несколько версий. Большинство специалистов считает, что причина их военных успехов – использование эффективной военной тактики. Легкая, быстро передвигающаяся конница лучников окружала тяжелые византийские и армянские соединения и практически всегда одерживала победы. Сельджуки обходили крупные города, крепость не возьмешь конницей, поэтому они грабили небольшие города и села. Но когда большая тяжело вооруженная армия выходила из крепости, она оказывалась уязвимой перед этой мобильной и маневренной силой. Есть и другая причина успехов сельджуков. Они были очень неприхотливыми в быту кочевниками, не строили крепости и города, не имели недвижимости. Грабили и шли дальше. В отличие от византийцев и армян им нечего было терять. Сельджуки взяли Никею – город неподалеку от Константинополя и в 60-70-х годах ХI века создали там свое государство, которое через некоторое время распалось на несколько разных государств, конфликтовавших между собой. И все-таки сельджуки взяли Иерусалим. И тогда в регионе появились еще и крестоносцы.
— Почему возникло движение крестоносцев?
— В основу движения крестоносцев была положена идея защиты христианских святынь на Ближнем Востоке от посягательств иноверцев. Но были и другие причины. Закончилась эпоха нормандских завоеваний, они уже перестали играть важную роль в европейской политике, появилось огромное количество вооруженных рыцарей, которые не знали, где применить свою силу, им нужна была новая арена для войн. Европа уже была разделена и стремилась освободиться от этой потенциально опасной силы. Ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, предоставила возможность ее использовать, тем более, что Византия сама не могла справиться с тюрками и ожидала помощи от христианских народов. Причем в отличие от арабов, когда тюрки брали христианские города, они уничтожали христианские храмы и население. В то время ситуация в странах Западной Европы была очень тяжелой – страшные эпидемии, стихийные бедствия, голод, доходило до каннибализма, люди ждали конца света. В то же время считалось, что на Востоке много еды и благополучная жизнь. И крестоносцы хлынули туда. Но когда они подошли к воротам Константинополя, император был в ужасе, он боялся впустить эту голодную массу в город, понимая, что крестоносцы разорят страну. Византийцы переправили крестоносцев на судах к другим городам Ближнего Востока. Первый поход рыцарей оказался очень успешным, они завоевали большие территории в Малой Азии, дошли до Иерусалима, взяли столицу Румского султаната Никею и передали ее Византии. Но в дальнейшем они уже не возвращали взятые города византийцам и начали создавать свои государства. Так появились Эдесское графство, Антиохийское княжество и другие государства крестоносцев.
— Наверное, с крестоносцами христианские народы региона связывали большие надежды?
— В частности, армяне оказывали крестоносцам всяческую экономическую и дипломатическую помощь, массово воевали в рядах крестоносцев. До лета 1099 года крестоносцы отвоевали Иерусалим у мусульман и основали там Иерусалимское королевство, потом взяли Триполи, где тоже возникло графство. Отмечу также, что после ослабления Византии оплотом христианства в регионе стала Армянская Киликия, которая во многом была создана благодаря движению крестоносцев.
— То есть изменилась политическая картина региона?
— Да. Кроме арабов, византийцев и сельджуков появились латиняне-крестоносцы и их государства. Начались другие процессы — борьба между мусульманами и христианами – сельджуками и латинянами. Ситуация осложнилась тем, что крестоносцы начали конфликтовать и воевать друг с другом за территории, торговые пути и добычу.
— А в среде мусульман не возникало противоречий?
— Там шел противоположный процесс – они объединялись, шла консолидация сил. Правителям Алеппо удалось объединить значительные территории, и уже к 80-м годам ХII века вся Сирия и Месопотамия оказались под властью мусульман, которые в 1187 году отвоевали у крестоносцев Иерусалим. Правители Алеппо и Моссула взяли Эдессу и уничтожили это графство. Латиняне терпели поражение за поражением, и к 90-м годам ХIII века мусульмане окончательно разбили ближневосточные христианские государства, завладев их территориями. Осталось только два христианских анклава – Киликийское и Кипрское христианские королевства. Но в конце ХIV века Киликийское королевство завоевали египетские мамлюки, а в 1571 году османы окончательно взяли Кипр. Так закончилась христианская эпоха на Ближнем Востоке. И больше никогда там не возникали христианские государства, хотя в некоторых местах, например, в Ливане, христиане преобладали, они имели очень большое влияние и в Сирии, где были большие общины армян и ассирийцев. Но то, что творится в Сирии и Ливане в течение последних 10 лет, приводит к резкому сокращению христианского населения. А ведь именно в Сирии появились первые христианские церкви. Как видим, картина региона снова меняется.
— Что стало итогом появления в регионе сельджуков и крестоносцев?
— После прихода в регион крестоносцев на Ближнем Востоке появились католики из числа армян и ассирийцев. Потом в течение долгого времени Сирия и Ливан были подмандатными территориями Франции, обоснованием к этому было то, что Франция владела этими территориями со времен крестоносцев. С крестоносцами связано и укрепление Армянской Киликии. Как я уже говорил, после появления в регионе сельджуков цивилизационное противостояние между христианами и мусульманами переросло в состояние военного конфликта. Кроме того, завоевав огромные территории на Ближнем Востоке, сельджуки стали устанавливать в регионе свои порядки, чуждые местному населению. Причем тюркские завоеватели позиционировали себя как истинные защитники ислама, считали, что арабы не в состоянии справиться с этой задачей, и в начале ХVI века взяли под контроль Мекку и Медину. В регионе появились не существовавшие прежде тюркские государства, в первую очередь – Турция, которая берет свое начало от Сельджукидов. Изменился этнический состав региона. Но одним из важнейших последствий появления тюрков на Ближнем Востоке стала радикализация ислама и окончательная победа сунизма над шиизмом.