АНОМАЛИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Согласно данным статистического комитета Армении, в первом полугодии текущего года валовой объем продукции сельского хозяйства, лесного хозяйства и рыболовства вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года на 7,3%. Изменение, конечно, позитивное. Но есть нюансы.

ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ СРЕДИ НИХ (НЮАНСОВ), ПОЖАЛУЙ, МОЖНО СЧИТАТЬ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, что на фоне увеличения объемов произведенной сельхозпродукции и, соответственно, насыщения ею рынка, цены не стали падать, а выросли. Самым ярким примером подобной аномалии является ситуация с овощами. Так, в первом полугодии 2025 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем производства овощей вырос на 3,2%. Между тем в июне текущего года по сравнению с прошлогодним июнем зафиксирован рост цен на овощи в размере 25%. Прямо скажем, подорожание более чем существенное и в то же время более чем загадочное. Особенно если учесть, что по ряду других сельхозпродуктов рыночная логика, в которой рост производства обратно пропорционален росту цен, в принципе действует. Например, при росте объема производства яиц на 12%, цены на них снизились более чем на 6%.

Конечно, объем производства – не единственный фактор, влияющий на принципы ценообразования, но должен являться одним из ключевых. В случае с отечественным аграрным сектором, судя по всему, подобных правил не существует.

Вообще, в этой сфере происходят странные вещи. Особенно по части производства, ценообразования и экспорта картофеля. Опять же согласно данным статистического комитета в первом полугодии текущего года объем производства картофеля сократился на 8,1%. На этом фоне не просто выросли цены на этот важнейший продукт, а буквально взлетели. В частности, в июне этого года по сравнению с прошлогодним июнем картошка подорожала на 67,3%. Рост настолько аномальный, что его трудно объяснить одним только 8-процентным сокращением производства. И вот тут появляется второй ценообразующий фактор – экспорт. Дело в том, что с января по май Армения экспортировала в Россию картофеля в беспрецедентном объеме – в 10 раз больше, нежели за тот же период прошлого года. Таким образом, получается следующая картина: объем производства картофеля сокращается, при этом в разы увеличивается его экспорт. Соответственно, на отечественном рынке должен возникнуть дефицит. А дефицит приводит к росту цен.

По сути, сегодня армянский потребитель, переплачивая за картофель, расплачивается за то, что у армянского правительства и его отдельных подразделений нет системного подхода, согласно которому интересы отечественного рынка, отечественного потребителя не должны ущемляться ради коммерческих интересов экспортеров. Да, никто не говорит, что увеличивать экспорт не нужно. Но сначала надо обеспечить свой рынок, потом уже чужой.