КОНСЕНСУС ПО РОСПУСКУ МГ – КОНСТАТАЦИЯ АГОНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Итак, свершилось недопустимое и позорное, но вполне ожидаемое от них: государствам-участникам ОБСЕ разослано совместное обращение Армении и Азербайджана о роспуске Минского процесса ОБСЕ и связанных с ним структур.

Как известно, на недавней пресс-конференции Трампа, Пашиняна и Алиева было заявлено о том, что Армения и Азербайджан обратятся к ОБСЕ с призывом отозвать мандат Минской группы ОБСЕ. Франция поддержала данный призыв. Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров в своей статье в «Российской газете» отмечал, что ОБСЕ потерпела неудачу и в Нагорном Карабахе: «Минская группа так и не смогла создать условия для диалога между конфликтующими сторонами, а после того, как ее западные участники вышли из взаимодействия с Россией, она и вовсе утратила всякий смысл». 

В ОБЩЕМ ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО «СВЕРХДЕРЖАВЫ» ДРУЖНО ПРИЗНАЛИСЬ В СВОЕЙ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ, БЕСПОМОЩНОСТИ и в том, что напрасно тратили в течение целых трех десятков лет  свое время, усилия и средства. И это при том, что Минская группа ОБСЕ была создана с целью урегулирования карабахской проблемы на основе четко обозначенных, закрепленных в Уставе ООН трех основополагающих принципов международного права – принципа неприменения силы или угрозы силой, принципа территориальной целостности и принципа самоопределения. Получилось, солидная европейская организация заблудились в трех соснах…

Азербайджан же, воспользовавшись беззубостью «стражей» международного права и полной своей безнаказанностью, оккупировал Нагорный Карабах (Арцах) и депортировал население древнего армянского края и провозглашенной референдумом Республики, нагло и цинично поправ все фундаментальные вроде бы принципы. И когда сегодня сопредседатели Минской группы – Россия, США и Франция – говорят, что МГ потеряла свою актуальность, они не просто признают свою безответственность и недееспособность, но и фактически официально констатируют конец системы международного права. При этом они становятся фактическими соучастниками преступления против человечности, совершенного со стороны Азербайджана. А все это в комплексе означает, что отныне все важные вопросы мировой повестки будут решаться не на основе международного права и общечеловеческой справедливости, а исходя из сложившейся геополитической конъюнктуры и узкокорыстных интересов, посредством силы и угроз, на «честном слове» и зыбких личных обещаниях вместо надежных и долгосрочных гарантий.

Что касается конкретно Арцаха и схожих проблем, то, судя по всему, обеспечение прав «малых народов, стало непосильной ношей, а, скорее, нежелательным бременем для «великих держав». Это, конечно же, свидетельствует о серьезной болезни современного международного сообщества и, в частности, о той негативной, разрушительной роли, которую под благими намерениями играют «сильные мира сего», типа Трампа, беря на себя функцию некоего международного арбитра и пытаясь подменить собой само международное право.

Провокационный тезис о ненадобности Минской группы – официально признанного международного посреднического формата по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в рамках которого была сформирована уникальная  площадка для реального сотрудничества России и коллективного Запада, Алиев стал последовательно продвигать еще после азербайджано-турецкой агрессии сентября-ноября 2020 года («44-дневной войны») и оккупации большей части Арцаха. С тех пор бакинский диктатор, пользуясь своей безнаказанностью, с нескрываемым злорадством утверждал, что с Минской группой ОБСЕ покончено, так как ему, дескать, удалось силой решить карабахскую проблему.

Однако очевидно, что азербайджано-карабахский конфликт не только не получил своего политико-правового разрешения, но, наоборот, после террористической агрессии 2020 года, многомесячной блокады, последовавшей спустя два года, и насильственного изгнания коренного населения в 2023 году обрел более, так сказать, глобальный характер, став проблемой каждого порядочного человека в мире, ибо силовое «решение», причем с активным участием третьих сторон, самым примитивным и варварским методом – «нет народа – нет проблемы» стало открытым вызовом миропорядку и цивилизационным устоям в целом.

КОНЕЧНО, АЗЕРБАЙДЖАНСКИМ ВЛАСТЯМ КРАЙНЕ ВЫГОДНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРУКТУРЫ, КОТОРАЯ несет в себе потенциальную опасность для бакинского  режима в плане фиксации и констатации многочисленных военных преступлений против Арцаха. Алиева не может не волновать и тот факт, что в документах ОБСЕ за Нагорным Карабахом, основным субъектом развязанной Азербайджаном широкомасштабной войны, официально закреплен статус полноправной стороны конфликта. Данный непреложный факт, зафиксированный еще в Бишкекском протоколе 1994 года о бессрочном прекращении огня, был закреплен на Будапештском саммите СБСЕ (ОБСЕ) в декабре 1994 года и в Пражском резюме действующего председателя на первой встрече руководящего совета ОБСЕ от 31 марта 1995 года. Согласно этим документам, действенным механизмом урегулирования карабахского конфликта являются полноформатные переговоры с участием Нагорного Карабаха. Стало быть, любые попытки решения проблемы без участия Арцаха, а тем более вопреки воле его народа и путем подавления силой его исконного права на самоопределение, грубо нарушают принятые официальные решения ОБСЕ о трех сторонах конфликта и все международные и элементарно человеческие нормы, попирают историческую справедливость. Вот почему Алиев стремится раз и навсегда избавиться от Минской группы, которая вольно или невольно мешает ему довершить геноцид, «легитимизировав» его результаты.

Но если с геноцидным бакинским режимом все ясно, то как понять позицию официального Еревана? Логика  «если конфликта нет, то необходимость в формате, занимающемся его урегулированием, отпадает» крайне порочна и в корне искажает суть происходящего. Разве 150 тысяч людей, вынужденно покинувших свои дома, это не проблема, не прямое следствие конфликта? Разве набирающее новые обороты варварское разрушение многовекового армянского наследия в оккупированном Арцахе и незаконно удерживаемые армянские военнопленные и экс-руководители Арцаха  – не продолжение конфликта… Получается, что действующие власти Армении поддерживают логику геноцида в Арцахе и тем самым становятся соучастниками преступления против человечности…

Однако, несмотря на то, что все идет к окончательному роспуску Минской группы ОБСЕ, основополагающий принцип международного права на самоопределение никто пока не отменял. Он продолжает оставаться одним из фундаментальных положений Устава ООН, а значит, отрицать факт осуществленного в полном соответствии с нормами международного права самоопределения карабахских армян на своей исторической родине незаконно и аморально. Недопустимо, чтобы это исконное, данное Богом право трактовалось местечковыми правителями и «сильными мира сего» в соответствии с их геополитическими интересами и личными гипертрофированными амбициями.

У президента Азербайджана, как и у премьер-министра Армении, на которого Алиев любит ссылаться в своих попытках обосновать и легитимизировать оккупацию НКР и этнические чистки, или у Трампа и иже с ним  нет абсолютно никаких полномочий, морального, исторического и иных прав для игнорирования или «отмены» провозглашенной народом пусть и маленькой, но Республики, ибо ни один документ, подписанный чиновником самого высокого ранга, не может ликвидировать государство, которое было создано посредством общенародного волеизъявления – референдума.