«НЕ ТЫСЯЧИ, А СОТНИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ ВЫЙДУТ НА УЛИЦЫ!»

«Одно дело прийти со спецназом СНБ и пытаться арестовать благочестивого пожилого епископа, другое — лично Пашиняну выступить на площади Эчмиадзина, анонсировав поход на свержение Патриарха», — говорит в интервью «ГА» иподиакон Армянской Апостольской Церкви Вартан ПОГОСЯН.

— На днях Пашинян анонсировал очередные шаги против Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Католикоса Всех армян Гарегина II, призвав людей быть готовыми к «духовной встрече» на центральной площади Эчмиадзина. Ожидалось, что сей «поход» состоится в день празднования Вардавара, общественность напряглась в ожидании эскалации, но ничего не произошло. Почему, как думаете? Это изначально была манипуляция или хватило ума в праздник Вардавара не генерировать общественное противостояние?

— Изначально был уверен, что никакого похода не состоится, поскольку Пашинян опытный манипулятор, и он максимально просчитывает все возможные риски. Своими анонсами он проводит социологический анализ, смотрит на реакцию общества, а также анализирует мобилизационные ресурсы самой церкви. Премьер-министр не в силах сейчас предпринять активные репрессии в отношении высших иерархов ввиду своего низкого рейтинга. Выпады в сторону государствообразующего института не принесли ему должных результатов, поэтому мы наблюдаем снижение накала агрессивной риторики. Нужно также брать в расчет, что множество правозащитных и религиозных международных организаций оказали гласную поддержку Католикосу. Неоднозначная реакция наблюдалась внутри команды Пашиняна на его призыв навести «порядок» в церкви, из ближайшего окружения отказался участвовать в вакханалии градоначальник столицы Тигран Авинян и многие другие активисты «Гражданского договора».

— Думаете, в какой-то другой день «X» Пашинян попытается воплотить свой антицерковный план — в обычный день, когда люди не будут ждать подвоха?

— Пашинян не самостоятельная фигура, все указания и подробные инструкции он получает от своих кураторов из Анкары. Сейчас он занят поиском кандидатуры, которую смог бы представить обществу для замены нынешнего Католикоса. Новая фигура должна быть максимально прозападно ориентирована, ценностные ориентиры будущего кандидата должны быть созвучны с взглядами Пашиняна и его команды. Прилагая неимоверные усилия по свержению Гарегина Второго, премьер-министр все же осознает, что авторитет патриарха Армянской Церкви простирается далеко за пределами Армении. Позиции его Святейшества сегодня, как никогда, созвучны с чаяниями общества, если капитулянт Никол закрывает последнюю страницу истории Арцаха, то Католикос всячески пытается удержать в памяти народа непреходящие ценности.

В настоящее время священнослужители максимально сплотились перед общими вызовами и противостоят натиску сатанистов из нынешнего правительства. Епископы также оказали полную поддержку предстоятелю церкви. Штурм Первопрестольного Эчмиадзина потенциально может состояться в любой день, но он прежде всего зависит от реакции общества. Поход Пашиняна на церковь может стоить ему жизни в буквальном смысле слова. Одно дело прийти в Эчмиадзин со спецназом СНБ и пытаться арестовать благочестивого пожилого епископа, другое дело — лично, самому выступить на площади Эчмиадзина и анонсировать поход на свержение Патриарха. Ведь тогда выйдут не полторы тысячи человек, а сотни тысяч людей. Люди, и без того недовольные политикой, проводимой Николом, найдут повод нейтрализовать предателя, который засел в высших эшелонах власти.

— Пашинян заявил, что так много людей на улицах Еревана, как в день Вардавара, он видел в последний раз только во время «бархатной революции». Что скажете?

— Ничтожество пытается до последнего увязать традиции нации со своими идеями и программами. Веками люди массово праздновали Вардавар не только в Армении, но и в диаспоре, а нынче он пытается приписать себе даже церковные праздники. Подобные ему люди приходят и уходят, а традиции остаются. Он скучает о былой популярности, когда на площади в Ереване люди скандировали его лозунги и хлопали в ладоши. Пашинян предчувствует закат своей карьеры, и уже не в силах больше предложить что-то существенно действенное для народа, люди поняли, что он банальный балабол, а его обещания — мыльные пузыри.

— Прокомментируйте, пожалуйста, акцию верующих в защиту Католикоса в Москве…

— В столице, да и в целом по России, диаспора сильно обеспокоена положением дел в Армении, поскольку так называемое первое лицо перешло все допустимые границы. Многие из нас понимают, что это не конфликт Никола Пашиняна и Гарегина Второго, он пытается уничтожить стержень нации, без которой Армения окончательно потеряет свой суверенитет. Акция возникла во время празднования Вардавара стихийно, и я очень рад этому, поскольку данный случай нам показывает, что людям небезразлично происходящее в Армении. Сегодня многие молодые люди готовы встать на защиту церкви. Люди возмущаются агрессивной политикой в отношении церковного института, которую проводит Пашинян. Он пытается устраивать битву престолов, когда в Армении происходят необратимые социальные и политические процессы. Ежемесячно растут цены на продовольствие, политика, якобы проводимая для людей, звучит только на словах, богатые становятся богаче, а бедные ещё беднее. Зато ежедневно из уст популиста мы слышим лозунги о светлом будущем…